Настоящий белый маг

nastoyashhij-belyj-mag

Жизнь, как известно, развивается по спирали, и футбол — не исключение. В своем совершенствовании он тоже проходит определенные этапы. Тенденции зарождаются, существуют, выводя игру на уровень нового качества, после чего сменяются другими, более прогрессивными направлениями развития. Так было и так будет. Однако ничего не может начаться вдруг — по свистку судьи или с первым матчем чемпионата. Любая идея в футболе должна прежде пройти своеобразную адаптацию, как, например, машина — обкатку.

Матчи Евро-96 продемонстрировали, на мой взгляд, то, что футбол, если анализировать выступления лучших команд, по темпу игры и объему применяемого прессинга вышел на качественно новый уровень, когда действия футболистов на поле становятся все более рефлекторными. Лучшие мастера сегодня должны принимать решения уже не в десятые, а в сотые доли секунды, иначе говоря, действовать на уровне рефлексов. Прежде такая игра была подвластна лишь суперзвездам — Пеле, Круиффу, Беккенбауэру, Бобби Чарльтону…

Нынешний переходный период настоящих белых магов от одного качества игры к другому характеризуется, как мне кажется, тем, что даже в условиях самой плотной опеки появляются футболисты, способные играть ярко и результативно. Для примера назову хотя бы чехов Павла Куку и Карела Поборски, англичанина Стива Макманамана. Вспомним, защитники уделяли им максимум внимания, в буквальном смысле висели на плечах, не давали играть всеми мыслимыми и немыслимыми способами (подчас умело используя приемы из арсенала мелкого фола), а этим парням — все нипочем. Каждый из них запомнился любителям футбола. Сегодня идет естественный отбор: преимущество получают те игроки, кто умеет лучше прессинговать и, соответственно, ускользать из цепких объятий. Причем все сказанное в полной мере относится не только к полевым игрокам, но и к вратарям. Вспомните, как умело и решительно итальянцы прессинговали Станислава Черчесова, в результате чего наш вратарь ошибся, и Казираги забил в ворота сборной России первый мяч.

К сожалению, как показали матчи европейского чемпионата, наши футболисты в этом отношении отстают от лидеров по меньшей мере лет на десять. Это тем более обидно, что на чемпионате Европы в ФРГ (в общем- то не так давно) прессинг в исполнении сборной СССР служил образцом даже для самых маститых специалистов. Свой пик та наша команда продемонстрировала в полуфинальном матче, когда по всем статьям переиграла итальянцев. Несмотря даже на то обстоятельство, что Фабио Капелло, бывший тогда помощником Арриго Сакки — в то время тренера Милана, законспектировал, по-моему, все без исключения тренировки советской сборной на базе 8 Коверчиано. Наверное, мы тогда предоставили ему интересный материал для работы, неспроста синьор Капелло по окончании сборов даже вручил игрокам сборной СССР сувениры, а своим белым магам возможность проводить ритуалы. В финале наша команда уступила, но со стороны голландцев это была не победа команды, а победа звезд. Они выиграли тактикой эпизода, в командной же игре наша сборная имела преимущество и в финале. Помню, на пресс-конференции тренер сборной Голландии Ринус Михеле сказал, что первые 30 минут были для него поистине кошмарными, и если бы русские сумели открыть счет, они бы, бесспорно, победили.

Элементы прессинга, разумеется, использовали в игре и другие наши тренеры, но довел до совершенства эту тактику Валерий Лобановский в сборной СССР и киевском Динамо. И я, пожалуй, могу сказать, с чего все началось. В середине 70-х годов киевлян нередко приглашали на коммерческие турниры в США, и там Валерий Васильевич заинтересовался идеей прессинга, наблюдая, как в чемпионате НБА команды, отставая порой по ходу встречи на полтора десятка очков, с помощью этого тактического приема не только ликвидировали разрыв, но и побеждали в матче. Под эту модель Лобановский подбирал подходящих игроков.

Leave a reply

You may use these HTML tags and attributes: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <s> <strike> <strong>